Симптомы, поведение, диагностика синдрома Аспергера у детей и взрослых

Синдром Аспергера — врожденное поведенческое расстройство, при котором нарушается социальное взаимодействие и адаптация в обществе: больные замыкаются, перестают интересоваться происходящим вокруг, погружаются в свои переживания и мысли. Они искаженно воспринимают события, не хотят общаться и дружить, испытывают дефицит коммуникаций. При этом у них нормально функционирует ЦНС, а процессы мышления, памяти, пространственной ориентации, понимания, вычисления, обучения и речи отличаются высоким уровнем развития. Подобное «мягкое» и «пограничное» нарушение регистрируется в разных странах и культурах, у лиц любой религии и социального статуса.

Проблемы общественных взаимоотношений у больных обычно сочетаются с физическими признаками — неуклюжестью, неловкость, нерасторопностью. У детей синдром проявляется невозможностью устанавливать и поддерживать дружеские контакты. Они не способны сопереживать своим сверстникам, равнодушны к бедам близких и родных, имеют проблемы с поведением в социуме.

Диагностика синдрома Аспергера заключается в проведении психиатрической и неврологической экспертизы. Поскольку причина синдрома остается неизвестной, стандартной схемы лечения не существует. Методики поддержки включают медицинскую коррекцию, работу с педагогами и психологами, обучение основам социального взаимодействия. Цель подобных мероприятий – устранение клинических проявлений и улучшение жизнедеятельности организма. Дети по мере взросления преодолевают подобные проблемы и постепенно адаптируются в социуме.

Заболевание регистрируется чаще у школьников мужского пола. Синдром получил такое наименование благодаря своему первооткрывателю из Австрии – педиатру Хансу Аспергеру. Врач наблюдал за детьми со сходными клиническими признаками, на основании которых он отнес болезнь к «аутистической психопатии».

Синдром Аспергера обычно развивается у лиц, страдающих апраксией, дислексией, дефицитом внимания, депрессией, высоким уровнем тревоги и беспокойства. Известные люди с синдромом Аспергера: бизнесмены-учредители Форда, IKEA, Apple, а также деятели науки Эйнштейн, Ньютон.

Суть синдрома Аспергера

Данным синдромом называют общее расстройство развития, которое является врожденным и сопровождает человека всю жизнь. Но отличительной чертой служит достаточно высокая способность к социализации, поэтому синдром Аспи (так себя называют пациенты) считается одной из форм высокофункционального аутизма.

Расстройство психики заключается в восприятии окружающего мира, обработке информации и отношении к другим людям. Так как аутизм представлен спектром расстройств, то и проявления синдрома Аспергера у пациентов различаются. Патология относится к «скрытым дисфункциям», потому что по внешнему виду кого-либо невозможно определить ее наличие.

Характерная триада симптомов

Данная патология характеризуется тройкой нарушений:

Процесс коммуникации

Человек с синдромом Аспи испытывает сложности в интерпретации выражения лица, интонаций голоса, жестов и мимики. Обычные люди достаточно просто отличают сердитый тон от ласкового голоса, правильно интерпретируют выражение лица (сдвинутые брови – гнев, злость, улыбка – добродушие и т.д.). Поэтому, скажем так, нормальные люди, правильно воспринимают окружающих и, соответственно, верно реагируют на их поведение.

Люди с синдром Аспергера затрудняются интерпретировать внешние и голосовые проявления окружающих, что создает проблемы в общении и взаимодействии с другими людьми и нередко вызывает тревогу, растерянность и страх. Пациентам с Аспи сложно начать разговор, трудно его закончить, а также выбрать тему для беседы. Часто используют сложные фразы и слова, не понимая их значения. Также не понимают шуток и метафор.

Процесс взаимодействия

Большинство людей с данным синдромом испытывают трудности в создании и поддержании дружеских отношений. Такие люди характеризуются замкнутостью, отчуждением и безразличием. Поэтому такие пациенты, как правило, дети, нередко становятся изгоями в обществе.

Люди с Аспи не понимают неписаные «социальные требования» (нельзя очень близко стоять к человеку или заводить разговор на неуместную тему). Часто пациенты считают окружающих людей непредсказуемыми, которые приводят их в замешательство. Поведение людей с Аспи со стороны нередко выглядит некорректным.

Социальное воображение

Пациенты с данным синдромом зачастую обладают богатым воображением, но в обычную деятельность они не способны его включать, так же, как и творческий аспект. Так как такие люди все подчиняют законам логики. Поэтому пациенты с Аспи не могут, а не хотят, понимать эмоции окружающих, испытывают трудности в интерпретации их мыслей, ощущений и действий. Как правило, упускают из виду послания, которые транслируются языком телодвижений и мимикой.

Однако такие пациенты отличаются склонностью к логическим играм, а творческая деятельность довольно ограничена и характеризуется строгой последовательностью и повторениями. У детей с синдромом Аспи проблемы социального воображения явно проявляются в играх, где следует притворяться или изображать кого-то. Часто такие дети предпочитают занятия, в основе которых лежат системность и логика, например, математика. И, тем не менее, несмотря на сложности с социальным воображением люди с Аспи нередко становятся писателями и художниками (Кэрол Льюис, Ван Гог), музыкантами (Боб Дилан).

Диагностические мероприятия

Диагностика синдрома — непростая задача, поскольку его симптомы схожи с признаками других психических расстройств. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем легче пройдет адаптация в социуме больного человека.

Обследованием больных и постановкой диагноза занимаются специалисты в области общей педиатрии, неврологии, логопедии, генетики, психологии. Заметить симптомы патологии у ребенка могут родители, преподаватели, близкие знакомые. Подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз может только психиатр, который в дальнейшем будет лечить больного.

Основные диагностические методы:

  • Тщательное клиническое обследование,
  • Сбор подробного анамнеза,
  • Беседа с пациентом,
  • Опрос родственников и близких людей,
  • Медико-генетическое консультирование,
  • Тест на интеллект и психомоторное развитие.

С помощью психоневрологической экспертизы и нейропсихологических тестов специалисты определяют у больных уровень психического и физического развития, особенности личности, способности к жизни в социуме.

Чтобы исключить патологии головного мозга, проводят инструментальную диагностику — энцефалографию и томографию.

Критерии, позволяющие поставить правильный диагноз:

  1. Социальные — отсутствие у больного эмоций, сопереживания, радости, мимики, жестикуляции, сложности с установкой визуального контакта.
  2. Поведенческие – ритуальное поведение, стереотипии, шаблоны, ограничение интересов, заинтересованность только любимым делом или хобби.
  3. Вторичные — невозможность обслуживать себя, безэмоциональная речь, полное равнодушие к происходящим вокруг событиям.

По результатам тестирования, опроса, осмотра и наблюдения можно определить синдром Аспергера, а в некоторых случаях — даже выяснить его причину. Врач-специалист после тщательной диагностики назначает лечение больным, которое заключается в посещении сеансов психотерапии и приеме психотропных средств.

Причины

На сегодняшний день причины возникновения описываемого синдрома точно не установлены и изучаются. Но с твердой уверенностью можно сказать, что данное расстройство психики не является следствием воспитания и социальных обстоятельств, также синдром Аспи не возникает по вине самого пациента.

Исследователи считают, что этиология синдрома Аспи схожа с причинами аутизма. Ведущими факторами, провоцирующими данное расстройство психики, считаются:

  • генетически-наследственная предрасположенность;
  • родовые травмы и более поздние черепно-мозговые травмы;
  • токсическое действие некоторых веществ (курение, алкоголь) в первом триместре беременности.

Как рабочую гипотезу считают наличие аутоиммунной реакции организма матери, что способствует повреждению головного мозга у плода. Также заслуживает внимания множество обсуждений о негативных последствиях прививок. Например, отрицательное влияние консервантов, содержащих ртуть, на иммунную систему малыша и комплексной вакцинации, которая создает большую нагрузку на иммунитет.

Еще одной теорией причины развития данного расстройства выступает теория гормонального дисбаланса у ребенка (низкий или высокий уровень кортизола, повышение тестостерона). Но данная теория еще научно не подтверждена.

Изучается связь между аутистическими нарушениями (в том числе и синдромом Аспи) и недоношенностью.

Вероятные факторы риска

  • внутриутробная инфекция или инфекция, перенесенная после рождения (краснуха и токсоплазмоз, цитомегалия и герпес);
  • генетически обусловленная предрасположенность;
  • токсическое действие опасных веществ в ранние сроки гестации.

Менструация

Среди участниц, у которых я брала интервью для этой книги, не было значительных отличий в возрасте первой менструации, а также в распространенности нарушений или проблем, связанных с менструальным циклом, по сравнению с населением в целом. Тем не менее, другие исследования предполагают иную картину. Например, одно исследование показало, что женщины с аутизмом чаще испытывают нерегулярный менструальный цикл, дисменорею и поликистозный синдром яичников, что некоторые исследовательницы связывают с повышенным уровнем тестостерона у людей с аутизмом. В другом исследовании женщины с аутизмом испытывали ПМС в два раза чаще, чем женщины из контрольной группы. Еще одно исследование показало, что женщины с аутизмом чаще страдают от эпилепсии, поликистозного синдрома яичников, атипичной менструации и тяжелой угревой сыпи, по сравнению с контрольной группой. Некоторые женщины, с которыми я говорила, упоминали поликистозный синдром яичников, как один из своих диагнозов, и, похоже, что это относительно распространенное заболевание среди женщин с аутизмом. Точную распространенность этого синдрома трудно установить, так как значительная часть женщин, страдающих от него, не имеет правильного диагноза.

Характеристика расстройства

Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4 – 12 лет. Заподозрить признаки синдрома Аспергера весьма проблематично в более раннем возрасте. Например, яркий свет, неприятный аромат или резкий звук вызовет плач у ребенка. Но какой другой ребенок прореагируют на внезапное изменение ситуации спокойно? Или родителей может даже радовать, что малыш играет одними и теми же игрушками, не просит покупать новых, быстро обучается, рано начинает говорить, запоминает множество слов, в том числе и иностранных, умеет считать. Возникают предположения – а не гений ли растущий ребенок? Но ситуация начинает кардинально меняться с возрастом. Соответственно, имеются различия в симптоматике синдрома у детей и у взрослых.

Симптомы расстройства у детей

Классически синдром Аспергера у малыша раскрывается к 5 – 6 годам, когда круг его общения постепенно расширяется (школа или подготовительная группа). Ребенку трудно социализироваться в обществе и он часто становится объектом насмешек, издевательств и даже побоев (как со стороны сверстников, так и со стороны, к сожалению, родителей). Симптомы синдрома Аспергера у детей:

  • Хроническая неуклюжесть

Вследствие повышенной сенсорной чувствительности (особое восприятие звуков, запахов и цвета) у ребенка ослабляется восприятие собственного тела, ему сложно перемещаться из помещения в помещение, он постоянно натыкается на препятствия, не может находиться от другого человека на соответствующем расстоянии (несколько поодаль), возникают проблемы с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц. Почерк у ребенка неровный и неаккуратный, за что получает замечания, походка неуклюжая и неустойчивая, часто нарушена осанка.

  • Не участвует в активных и групповых играх

Из-за свое неуклюжести ребенку трудно играть в активные игры, где требуется быстрота, точность и ловкость движений.

  • Односторонние хобби

Увлечение каким-либо предметом может достигать фанатичности. Занятия хобби увлекает ребенка на часы, он концентрируется и сосредотачивается на мелочах и деталях, интерес страстный, порой достигает фанатизма. За феноменальную память и расширенные энциклопедические знания таких детей нередко называют маленькими профессорами. Но в жизни, увы, применить своя познания удается не каждому ребенку с Аспи. Но такие дети часто добиваются успеха в области философии и географии, искусства и математики.

  • Не любит детские мультфильмы

С одной стороны, малыша раздражает громкий звуковой ряд, а с другой стороны у него отсутствует или весьма ограничена эмпатия (способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека). Эмоции и отношения между героями в мультфильме не воспринимаются ребенком.

  • Любовь к определенному порядку

Например, если ребенок привык ходить одной и той же дорогой в школу, то он ни за что не изменит свой маршрут, а в случае необходимости перемены маршрута малыш будет чувствовать растерянность и тревогу. Или, если ребенком в определенные часы занимается мама, а в случае ее отсутствия приходит на смену отец (бабушка, дед, тетя и т. д.) это может привести к бурному протесту, слезам и истерике.

  • Отказ от общения с незнакомцами

Незнакомые люди вызывают у ребенка протест или нежелание общаться (спрятаться за маму, заплакать).

  • Общение с другими детьми

Как правило, такие дети предпочитают игры в одиночку, держатся в стороне от других детей или общаться с более младшими (иногда со взрослыми людьми).

Симптомы расстройства у взрослых

У взрослых с синдромом Аспи труднее диагностировать расстройство, в связи с их более-менее адекватностью оценки собственного состояния, сильных и слабых сторон. При синдроме Аспергера у взрослых ряд симптомов связан с трудностями в социальной адаптации:

  • Трудности в общении с другими людьми

Таким людям сложно найти, да и вообще искать общие интересы с окружающими, они имеют проблемы с невербальной коммуникацией (не смотрят собеседнику в глаза, не понимают мимику и язык телодвижений, не могут понять, что человеку неинтересен разговор).

  • Трудности с поиском друзей и поддерживанием приятельских отношений

Большинство пациентов с подобным расстройством желали бы иметь друзей, но из-за отсутствия эмпатии, интереса к увлечениям и опыту окружающих им трудно найти общие точки соприкосновения и установить дружеский контакт.

  • Незаинтересованность в противоположном поле

Адаптированные взрослые с синдромом Аспи могут завести семью, иметь детей. Но чаще такие люди одиноки.

Несмотря на средний, а нередко и высокий интеллект и высокий профессионализм такие люди редко работают в области управления. По большому счету они не стремятся «сделать карьеру», отдают предпочтение монотонной и однообразной работе (с цифрами, компьютерными программами).

Из-за проблем с социальным воображением взрослым с данным синдромом присущи следующие признаки:

  • Не понимают метафор и образных выражений

Как могут быть руки или голова золотыми? Вот же, не из золота, обычный человек. Или если «собака зарыта» — то где она зарыта, кто и зачем ее закопал?

  • Не понимают юмор
  • Не способны отлить ложь от правды.

Кроме того, у взрослых с синдромом Аспи возникают и трудности с сенсорными ощущениями. Они не могут есть необычную пищу (слишком соленая, пряная или острая), она им кажется гадостью. Не могут пить чай или кофе – слишком горько, не пьют сок – слишком едко. Даже удобная одежда из натуральных материалов им доставляет неудобство и боль.

Нередко люди с данным расстройством принимаются обществом как невежливые и невоспитанные, или даже грубые личности:

  • «человек Аспи» говорит то, что думает, то есть «режет правду – матку», не задумываясь об уместности своих высказываний;
  • нередко выдают замечания в тех случаях, когда по этикету положено не замечать нерасторопности собеседника (например, «как это вы умудрились просыпать соль на стол?»);
  • не могут поддерживать светский разговор;
  • не стараются, да и не желают произвести «хорошее впечатление»;
  • способны внезапно прервать разговор и уйти (потому как собственные переживания сильнее).

Помимо прочего, такие взрослые отличаются любовью к строго заведенному порядку (полотенца в ванной должны висеть на одном уровне, чашки в шкафу повернуты ручкой в одну сторону). Им трудно перестраивать, если это необходимо (авралы, срочная работа) свой рабочий график. Не любят, когда пользуются их вещами – это нарушение границ жизненного пространства человека с Аспи. Также такие пациенты крайне мнительны и подозрительны. Придя на прием к врачу он несколько раз спросит, мыл ли доктор руки перед осмотром и стерильные ли у него инструменты.

Сенсорная чувствительность

Как заявляют сами аспергеры, их мир намного громче, чем у обычного человека. Это связано с повышенной чувствительностью к любым раздражителям, будь то запахи, прикосновения, звуки, или зрительные образы. Установлено, что подобное явление встречается примерно у 40% людей с СА. Реакцию сверхчувствительности может вызвать что угодно: температура воздуха, яркий свет, еда, одежда, например, колючая шерсть или этикетки на изнаночной стороне, прикосновения других людей либо их большие скопления.

Например, при езде в общественном транспорте (метро, поезде, автобусе), аспи, бывает, используют беруши или наушники, в которых звучит любимая музыка. Масса людей, духота и шум вызывают у них раздражение, выводят из равновесия и приводят к стрессовым состояниям. Музыка помогает отвлечься и успокоиться. Когда же обстановка становится крайне напряженной, им приходится покинуть ее, сойти с маршрута, чтобы постоять в одиночестве и насладиться тишиной, а затем продолжить свое движение пешком.

Есть специальные виды терапии, позволяющие справиться с сенсорными проблемами. Одна из них – сенсорная интеграционная терапия. Ее суть заключается в намеренном контакте с неприятными стимулами, происходящим постепенно и дозировано. Таким образом человек начинает привыкать к таким столкновениям, уже не ощущая раздражительности и паники.

Для аспергеров очень важно определить для себя метод или стратегию нейтрализации неприятных импульсов. Для некоторых таким решением становится небольшая доза алкоголя. Он, по мнению аспи, приглушает все навязчивые ощущения, помогает снизить уровень стресса. Кому-то требуется уединиться на некоторое время, побродить по пустым улицам, кто-то раскачивается на качелях.

В чем опасность синдрома Аспи

Безусловно, данное расстройство не представляет прямой угрозы жизни и здоровью пациента. Большинство людей, которые прошли социальную адаптацию еще в детстве, нашли свое предназначение в жизни, успешную работу и создали семью. Тем не менее, люди с синдромом Аспи, не прошедшие необходимую коррекцию расстройства, подвержены следующим рискам:

  • отсутствие своего места в жизни, попадание в асоциальные слои;
  • одиночество, депрессия и тревога, которые требуют серьезного медикаментозного лечения;
  • нередко развиваются навязчивые и фобические состояния, которые с трудом корригируются.

Запущенные случаи сопутствующих расстройств часто служат причиной суицида. Люди с синдромом Аспи, как раньше было принято считать, не маньяки, склонные к насилию и агрессии, а скорее жертвы. Ведь даже став взрослым, в «нормальном и воспитанном» обществе такой человек в лучшем случае становится белой вороной, в худшем случае изгоем.

Нанесение себе повреждений

Люди наносят сами себе повреждения разными способами и по разным причинам. Ранее в разделе про сенсорные особенности мы уже упоминали ковыряние и расцарапывание кожи, выдирание и перебирание волос. То, как люди описывают подобное поведение, является очень индивидуальным, но иногда грань между поиском сенсорного утешения и самоповреждением является очень зыбкой. Матери девочек с аутизмом сообщают о самоповреждениях как о своем самом большом беспокойстве. Насколько я могу судить, девочки и женщины с аутизмом наносят себе повреждения, чтобы почувствовать (физическую) боль, когда они переживают слишком сильные эмоции. Лиан Холлидей Уилли описывает, что она «раздирала» кожу, чтобы восстановить связь с собственным телом, но она предупреждает, что другие люди будут считать, что вы причиняете себе вред, а не пытаетесь (в какой-то степени) себя исцелить.

В подростковом возрасте я очень много резала себя. Моим излюбленным оружием была английская булавка. Я проводила острым концом по коже на руках до кровотечения, а потом продолжала это делать. Я также вырезала имена и инициалы мальчиков у себя на руках. Я до сих пор могу разглядеть у себя слабые шрамы. Я рассказывала об этом на конференции для женщин с аутизмом, и потом женщина подошла ко мне и попросила показать мои шрамы. Я показала их, а она показала мне свои – почти невидимые имена на ее руках, в тех же самых местах, что и мои. Мы обе рассмеялись. Даже в наших самых мрачных моментах мы смогли обрести связь и понимание без осуждения от той, которая прошла через то же самое.

В то время я понятия не имела, почему я это делаю. Я ничего не знала про аутизм. Я знала, что у меня есть невыносимые физические ощущения, которые накапливаются внутри моего тела как в вулкане без возможности выхода. Я не могла описать словами мои чувства, проще говоря, я понятия не имела, что с ними делать. Я не могла говорить о своих чувствах, у меня не было для них слов. Это называется «алекситимия». Раны на моей коже и направление чувств в физическую боль каким-то образом переключали мое внимание на что-то реальное и ощутимое, и это позволяло этим чувствам раствориться. Это приносило мне облегчение и спокойствие. Сейчас мне уже больше 40 лет, и когда я испытываю перегрузку, у меня все еще бывает потребность резать себя. Моя способность выражать словами и переносить сильные эмоции ничуть не лучше, чем когда мне было 15 лет, но теперь я лучше понимаю последствия такого поведения для меня и моих близких. Мой партнер и моя семья будут сильно беспокоиться, а если об этом узнают мои работодатели, они будут сомневаться, стоит ли меня нанимать. Это станет видимым свидетельством того, что я неспособна быть «нормальной», и это окружающим будет гораздо труднее игнорировать. Для кого-то способом блокировать слишком сильные чувства может стать злоупотребление психоактивными веществами, в первую очередь, алкоголем. К сожалению, исследований по химической зависимости среди людей с аутизмом практически не существует. Однако есть доказательства связи между алкоголизмом и социальной тревожностью – 65% пациенток центров по лечению алкоголизма имеют диагноз «расстройство социальной тревожности».

Медитации, знание себя и, разумеется, диагностика РАС могут помочь девочкам и женщинам лучше понять, почему они чувствуют то, что чувствуют, и как им справиться с этими чувствами, не причиняя себе вреда. Нельзя просто говорить женщине перестать причинять себе вред, не оказывая ей поддержки в связи с причинами такого поведения – такие попытки будут неуспешны и лишь вызовут у нее чувство вины, что ее «обнаружили», и что она не смогла справиться со стрессом.

Сильные и слабые стороны

Безусловно, все люди разные, и, конечно, сильно различаются и люди с синдромом Аспи. Тот или иной признак («плохой» или «хороший») может быть у одного пациента проявляться сильнее, а у другого, напротив, отсутствовать. Например, пациентам с данным расстройством нередко присуща неуклюжесть, но некоторые из них становятся прекрасными танцорами.

Сильные стороны

  1. Уровень ума и памяти, специальный интерес
      хорошо развитый интеллект, часто достаточно высокий;
  2. развитая разговорная речь, широкий словарный запас;
  3. умение откладывать в памяти большой объем информации, особенно по темам специального интереса (увлечений);
  4. умение мыслить визуальными картинками;
  5. независимо и самостоятельно обучаются;
  6. мышление нешаблонное, отличается нестандартными подходами.
  7. СосредоточенностьН
      умеют и предпочитают заниматься делами в одиночестве;
  8. особый интерес в малоисследованных областях науки;
  9. умение длительно сосредотачиваться на чтении, писании, проведении опытов;
  10. не расходуют время на те виды деятельности, которыми интересуются нейротипичные (обычные – так их называют пациенты) люди.
  11. Внимательны в деталях
      замечают мелкие, и, казалось бы, несущественные детали в идеях и теориях, книгах и фильмах;
  12. отлично выполняют однотипные задачи, где необходимо соблюдать точность, правильность и порядок выполнения;
  13. серьезно относятся к работе, стремятся к качественному выполнению.
  14. Своеобразный юмор
      любовь к игре слов, каламбурам;
  15. предпочтение к сарказму и сатире.
  16. Прямота
      говорят только правду, не умеют лгать, даже если это вредит личным интересам или невежливо;
  17. нуждаются в правилах, точно их соблюдают.
  18. Желание общаться
      отдают много сил для приобретения социальных навыков;
  19. не отступают перед непониманием и неудачами;
  20. вера (вплоть до наивности) в светлое в людях;
  21. спокойно воспринимают причуды и недостатки других людей, верны и искренни в дружбе и любви.
  22. Честность, справедливость
      достаточно терпимы, не признают условностей;
  23. на несправедливость реагируют резко и порой бурно;
  24. заботятся о других, хотя и нетипичными способами;
  25. защищают изгоев, угнетенных и прочих «белых ворон»;
  26. любят и защищают животных.

Слабые стороны

  • трудности в понимании «общей» картины;
  • отсутствует мотивация к занятиям, которые не затрагивают специальную сферу интереса;
  • не воспринимают чужие эмоции;
  • не признают «неписаные» социальные правила, поэтому выглядят бестактными и грубыми;
  • трудности в обработке визуальной и слуховой информации;
  • проблемы с выделением и обобщением важных данных в беседе;
  • чрезмерная честность, даже во вред себе;
  • уязвимы в стрессе, что ведет к эмоциональным и психологическим проблемам;
  • с трудом принимают критику, предложения и помощь от окружающих;
  • проблемы со сном;
  • проблемы с обобщением концепций, навыков;
  • отсутствует способность выражать сочувствие окружающим принятым образом;
  • трудности с фильтрацией внешних стимулов, например, шумы на заднем фоне (тиканье часов, дождь за окном и прочее.

Депрессия

Депрессию упоминали примерно 50% женщин, с которыми я проводила интервью, и мой опыт говорит о том, что в реальности эта цифра должна быть даже выше в данной группе. Ощущения, что ты «не такая как все», и что ты живешь в несправедливом мире, но у тебя нет никакой возможности все исправить, настолько часто встречаются среди людей с аутизмом, что многие из них даже не называют это «депрессией» — это просто «жизнь». Многие женщины с аутизмом, с которыми я работала, описывают себя как находящихся «в постоянной депрессии», когда их сниженное настроение – это просто последствие нехватки социального принятия и ежедневных проблем. Им сложно отделить свою депрессию от аутизма.

Проблемы с распознанием собственных эмоциональных реакций (алекситимия) и неспособность отличить их от физических ощущений приводят к тому, что женщины с аутизмом могут сами не знать, что чувствуют, или же они не могут выразить это словами. Я также гадаю (частично, благодаря личному опыту), может ли постоянная жизнь с пониженным настроением и высоким уровнем стресса привести к тому, что люди просто не знают, что такое «нормальное» эмоциональное состояние.

«Депрессия с середины подросткового возраста. Мне кажется, она ограничивает мои усилия по улучшению своей жизни. … Трудно отделить последствия депрессии от синдрома Аспергера – мне кажется, это комбинация того и другого, которая десятилетиями изолировала меня».

«Я считаю, что мою депрессию часто провоцирует рост тревожности, может быть, усилия, направленные на приглушение тревожности, приводят к тому, что я перестаю беспокоиться о своей жизни вообще. Я часто застреваю на каких-то вопросах, которые меня беспокоят, когда я пытаюсь понять и решить свои проблемы. Однако часто моя неспособность перестать думать об этих вопросах усиливает мою депрессию».

«Наверное, я никогда не теряла надежду, что все станет лучше, пусть даже это потребует много сил, и я знаю, что это отличается от классического описания депрессии. Я чувствую, что моя депрессия отличается от того, как ее описывают нейротипичные люди».

Некоторые женщины говорили, что антидепрессанты помогли им улучшить настроение, но другие освоили стратегии, которые позволяют им жить с депрессией как неотъемлемой частью жизни. Вера женщин в возможности профессиональной помощи была очень низкой – большинство считали, что специалистки в области психического здоровья, которые очень мало или вообще ничего не знают об аутизме, просто не смогут их понять. Женщины, которые обращались за профессиональной помощью, обычно страдали от самых серьезных случаев депрессии, и обращение за помощью было для них последним средством.

«Для меня было важным научиться понимать, когда у меня депрессия, поскольку она развивается постепенно и может оставаться незамеченной неделями и месяцами. Как только я понимаю, что у меня депрессия, мне помогает сказать «стоп» и «выхаживать» себя пару дней, когда я отдыхаю и ем сколько угодно, прекращаю все нормальные занятия, а потом составляю план действий по возвращению к здоровому образу жизни и здоровому питанию (но в очень щадящем режиме!)».

«Мне не нужно, чтобы меня донимали, надо находиться в тишине, без того, чтобы мне объясняли, что у меня нет причин для депрессии и нужно просто «взять себя в руки». Я склонна избегать в таком состоянии других людей, так как их реакции обычно не помогают. Я знаю, как пройти через это, и мне лучше сделать это самостоятельно».

Диагностика на основе тестов

Диагноз данного синдрома ставится в возрасте 4 – 12 лет на основании продолжительного наблюдения за пациентом, рассказов родителей и самого больного. Обязательно при подозрении на синдром Аспергера проводятся различные тесты, которые также используются и для диагностики аутизма:

Название тестаНазначение
Тест ASSQПроводится у шестилетних и старше детей. Основан на восприятии разных картинок ребенком и их описания.
Тест RAADS-RПроводится у взрослых и определяет различные психические расстройства (боязнь общения, тревожность, депрессию). Вопрос подразумевает подобрать подходящий вариант поступка в той или иной жизненной ситуации.
Опросник Aspie QuizТест включает сто вопросов, ответы на которые расшифровывают аутические черты синдрома Аспи у взрослых и их вероятные причины.
Торонтская шкалаВыявляет нестандартные сенсорные ощущения (звук, цвет, кожные ощущения).Также помогает определить отсутствие способности интерпретировать символы и метафоры.
TAS-20Выявляет дефицит эмоций (просмотр картинок и фотографий).

Литература

  1. «Asperger Syndrome» // National Library of Medicine.
  2. Carina Sahlander, MSc, RPT et al Motor function in adults with Asperger’s disorder: A comparative study // Physiotherapy Theory and Practice — 2008 — Vol. 24, — No. 2 — Pages 73-81
  3. Social Skills and Behavior in Children with Asperger Syndrome: An Educational Perspective // Asperger’s Association of New England.
  4. Jaime Craig and Simon Baron-Cohen Creativity and Imagination in Autism and Asperger Syndrome // Journal of Autism and Developmental Disorders — 1999, — Volume 29, — Issue 4 — pp 319-326
  5. Eira Jansson-Verkasalo et al. Deficient auditory processing in children with Asperger Syndrome, as indexed by event-related potentials // Neuroscience Letters — Volume 338 — Issue 3 — 2003 — Pages 197–200
  6. «Asperger Syndrome information page»
    , National Institutes of Health.
  7. National Autistic Society, UK.
  8. Autism Society, Maryland, USA.
  9. Great Ormond Street Hospital for Children NHS Foundation Trust, London.
  10. «Asperger Syndrome»
    , State Government of Victoria, Australia.
  11. «Asperger Syndrome»
    , Kids Health, The Nemours Foundation.
  12. Asperger — How is it diagnosed?
    , National Institute of Neurological Disorders and Stroke.

История

Четыре ребенка с признаками рассматриваемого недуга Ханс Аспергер наблюдал в 1944 году, они определенно демонстрировали отсутствие навыков в сфере социальной интеграции. Наряду с такой проблемой они обладали нормальным интеллектом, но в общении отмечалась физическая неуклюжесть, неспособность проявлять эмпатию, отсутствие умений невербальной коммуникации.

Что касается речи, она была слишком формальной или, наоборот, затрудненной. Анализируя их разговор удавалось четко отметить доминирующий всепоглощающий однобокий интерес.

До 1981 года наблюдения Аспергера не были известны, хотя на немецком языке публиковались. Интерес к синдрому возобновила британский врач Лорна Винг, которая опубликовала схожие выводы и назвала комплекс симптомов в честь австрийского первооткрывателя.

В следующем году патологию признали, как отдельную болезнь и включили в диагностическое руководство Всемирной организации здравоохранения (десятое издание МКБ) и в четвертое издание DSM Психиатрической ассоциации Америки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: