Признаки аутизма у ребенка, причины, методы коррекции

Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Начало проявления заболевания и классификация

Такое заболевание у детей встречается в двух-четырех случаях на сто тысяч человек. Если к этому добавить еще и скрытый атипичный аутизм, когда основное заболевание сопровождается умственной отсталостью, то это число сразу же возрастет до двадцати. При этом аутизм у мальчиков проявляется в четыре раза чаще, чем у девочек.

Содержание:

  • Начало проявления заболевания и классификация
  • Главные признаки для диагностики аутизма
  • Клинические проявления форм аутизма
  • Проявления аутизма у новорожденных
  • Симптомы у детей младшего и школьного возраста
  • Признаки аутизма в подростковом возрасте
  • Аутизм у взрослых
  • Признаки у плода при беременности
  • Отличие аутизма от слабоумия
  • Миф о поствакцинации
  • Тестирование ребенка в домашних условиях
  • Подводя итоги

Аутистическое расстройство может проявиться у любого человека абсолютно в любом возрасте, но клинические признаки заболевания будут значительно разниться у детей, подростков и у взрослых.

Принято различать: ранний детский аутизм (РДА), который можно выявить у малышей в возрасте до трех лет, детский аутизм, проявляющийся от трех до одиннадцати лет, и подростковый аутизм, обычно обнаруживается у людей после одиннадцати лет.

Существует несколько видов такого заболевания. Они имеют различные симптомы и некоторые специфические особенности, характерные для того или иного типа болезни. Согласно данным международной классификации болезней существуют: синдром Каннера или классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и атипичный аутизм.

Проявление первых признаков детского аутизма можно заметить уже у годовалого ребенка. Хотя более ярко выраженные симптомы заболевания проявляются, как правило, в два с половиной – три года. В этот период наиболее заметны замкнутость ребенка, уход в себя и ограниченность его интересов.


Если такой ребенок в семье не первый, то мама видит начальные признаки болезни еще в младенчестве, так как можно провести сравнение между этим малышом и его старшим братом или сестрой. В противном же случае, понять что с ребенком что-то не так, достаточно сложно. Обычно, это проявляется в тот момент, когда малыш аутист идет в детский сад, то есть намного позже.

Бывает, что диагноз аутизм ставится и после пяти лет. Для таких детей характерно:

  • наличие более высокого коэффициента интеллекта, по сравнению с теми больными, у которых заболевание было диагностировано ранее;
  • сохранение коммуникативных навыков;
  • наличие менее выраженных когнитивных расстройств;
  • искаженное восприятие окружающего мира;
  • поведение, при котором ощущается изолированность от общества.

Практически всегда между первыми признаками проявления аутизма и непосредственной постановкой диагноза существует определенный промежуток времени. Ведь позже, когда у ребенка появляется необходимость в общении не только с родными и близкими людьми, возникают и другие черты характера, которым родители раньше вообще не придавали значения. Другими словами, заболевание не наступает внезапно, просто на начальном этапе распознать его довольно сложно.

Прогноз

Прогноз зависит от массы факторов. Роль играют такие моменты:

  1. Возраст развития отклонения.
  2. Форма патологического процесса. Его разновидность. Низкофункциональные формы имеют изначально худшие перспективы восстановления.
  3. Уровень интеллекта.
  4. Сохранность речевой функции, развитие вербальных навыков.
  5. Коррекция аутизма и ее характер. Без лечения болезнь сохранится на протяжении долгого времени. У взрослых пациентов, не получавших терапии ранее, вероятность восстановления существенно ниже. Прогноз сравнительно негативный.
  6. Склонность к самостоятельности.
  7. Расширение сферы интересов человека после проведенной терапии.
  8. Облегчение социальных коммуникаций.

Практика показывает, что сразу же оценивать перспективы нельзя почти никогда. Промежуточные итоги подводят после проведенного комплексного лечения. Согласно обобщенным выкладкам, вероятность достижения стойкой ремиссии и полноценного функционирования в социуме составляет около 25%. То есть не более четверти людей удается достигнуть условного восстановления базовых функций.

Что касается вторичных форм, когда расстройство входит в состав синдрома. Большая часть психотических расстройств шизофренического спектра имеют неблагоприятный прогноз. Аутизация — закономерная часть так называемого дефекта. Он сохраняется постоянно и с течением времени без лечения усугубляется. Заболевания головного мозга не так очевидны в плане перспектив.

Главные признаки для диагностики аутизма

Хотя симптоматика заболевания значительно изменяется в зависимости от формы аутизма, возраста ребенка и других факторов, существуют основные признаки болезни, присущие всем аутистам. При этом следует понимать, что наличие одного из симптомов недостаточно для постановки такого диагноза. В таких случаях для диагностики используется так называемая триада – три самых явных признаков, по которым можно определить наличие данного заболевания. Рассмотрим каждый из основных признаков более подробно.

Социальное взаимоотношение


Эта характеристика является основной для детей с аутизмом. Аутисты сторонятся внешнего окружения, замыкаясь в своем придуманном мире. Они не любят общаться и всячески избегают различных коммуникаций.

Насторожить маму должно уже то, что младенец вообще не просится на руки, малоподвижен, слабо реагирует на новые игрушки, не хлопает в ладоши, редко улыбается, не смотрит в глаза при общении с ним. Больные дети, как правило, не отзываются на собственное имя, плохо реагируют на звуки и свет. При попытке наладить с ними общения они пугаются, либо впадают в агрессию. Отсутствие зрительного контакта характерен для более тяжелых форм аутизма и проявляется этот признак не у всех больных. Часто такие дети могут подолгу смотреть в одну точку, как бы сквозь человека.

Взрослея, ребенок все чаще уходит в себя, практически никогда не обращается за помощью, мало контактирует с другими членами семьи. Многие из заболевших не переносят объятий и прикосновений.

Речь и ее восприятие

Нарушения вербального общения всегда возникают при аутизме. У одних они могут быть ярко выраженные, у других – слабые. При этом может наблюдаться как задержка речи, так и полное отсутствие речевой функции.

При раннем детском аутизме это проявляется более наглядно. У маленьких детей речь может даже полностью отсутствовать. В некоторых случаях же, наоборот: ребенок начинает говорить, а спустя некоторое время замыкается в себе и замолкает. Бывает, что такие дети изначально опережают своих сверстников в речевом развитии, а затем, примерно с полутора лет происходит регрессивный спад, и они перестают говорить вообще. Однако при этом часто разговаривают сами с собой, а иногда и во сне.

Также у малышей зачастую отсутствует лепет и гуление, редко используются различные жесты и мимика. Взрослея, ребенок начинает говорить косноязычно, путает местоимения. Говоря о себе, они обычно используют обращение в третьем лице: «он хочет есть», «Андрей хочет есть» и так далее.

Находясь среди других людей, такие дети обычно молчаливы, не склонны к общению и могут не отвечать на вопросы. Однако, оставаясь наедине с собой, они часто комментируют свои действия, говорят сами с собой и даже читают стихи.

Речь таких детей отличается монотонностью, отсутствием интонации. В ней преобладают цитаты, различные команды, странные слова, рифмы.


Задержка речи является частой причиной обращения родителей к логопеду или дефектологу. Специалист может определить, что именно вызвало нарушение речевой функции. При аутизме это связано с нежеланием коммуникаций, общения с кем бы то ни было, отрицанием взаимодействий с окружающим миром. Задержка речевого развития в таких случаях свидетельствует о серьезных нарушениях в социальной сфере.

Ограниченность интересов

Дети аутисты чаще всего проявляют интерес к какой-либо одной игрушке и он сохраняется на протяжении долгих лет. Игры таких детей однообразны, либо они не играют в принципе. Зачастую можно видеть как ребенок часами наблюдает за движением солнечного зайчика или несколько раз пересматривает один и тот же мультфильм. Они могут быть настолько поглощены одним занятием, что создают впечатление полной отрешенности от внешнего мира, а попытки оторвать их от этого заканчиваются приступами истерики.

Дети, страдающие аутизмом, чаще всего не играют своими игрушками, а склонны в большей степени выстраивать их в определенном порядке и постоянно сортировать: по форме, размеру или цвету.

Интересы аутистов сводятся к постоянному пересчитыванию и сортировке предметов, а также выстраиванию их в определенном порядке. Иногда они увлекаются коллекционированием, конструированием. Любой из интересов, которые встречаются у аутистов, отличается отсутствием социальных взаимоотношений. Аутисты ведут замкнутый, нетипичный для их сверстников, образ жизни, и не допускают в свои игры никого, даже таких же больных детей, как и сами.

Часто их привлекает не сама игра, а определенные алгоритмы, в них происходящие. Для таких детей свойственно периодически включать и выключать кран, глядя на бегущую воду и совершать другие подобные действия.

Особенности движений

Детей, больных аутизмом нередко можно узнать по специфической походке и движениям. Они часто при ходьбе сильно размахивают руками и становятся на носочки. Многие предпочитают передвигаться вприпрыжку. Для детей аутистов характерны неловкость, неуклюжесть в движениях. А при беге они часто бесконтрольно машут руками и делают чересчур большие шаги.


Зачастую у таких пациентов можно наблюдать хождение по строго определенному маршруту, раскачивание из стороны в сторону во время ходьбы, а также марширование приставным шагом.

Стереотипии

Стереотипии, стимы или постоянно повторяющиеся действия характерны практически для всех детей, страдающих от данного заболевания. Проявляются они, как правило, в речи и в поведении. Наиболее часто встречающимися являются двигательные стереотипии, которые выглядят как: сжимание, разжимание пальцев в кулак, подергивание плечами, повторяющиеся повороты головы, раскачивание из стороны в сторону, бег по кругу и так далее. Иногда можно наблюдать, как ребенок постоянно раскачивает дверь, пересыпает песок или крупы, монотонно щелкает выключателем, рвет или мнет бумагу. Все это также относится к стереотипиям при аутизме.

Речевые стереотипии носят название эхолалия. При этом дети могут постоянно повторять одни и те же звуки, слоги, слова и даже отдельные фразы. Обычно, это словосочетания, услышанные от родителей или извлеченные из любимого мультфильма. Характерно также то, что дети говорят фразы абсолютно неосознанно и не вкладывая в них никакого смысла.

Можно также выделить стимы в одежде, еде, прогулках. Дети склонны к формированию определенных ритуалов: ходить по определенному маршруту, одной и той же дорогой, не наступать на трещины на асфальте, надевать одну и ту же одежду, поглощать одну и ту же пищу. Они склонны к выстукиванию определенного ритма, раскачиваниям на стуле под определенный такт, перелистыванию страниц в книге туда и обратно без особого интереса.

Почему именно возникают стереотипии при аутизме нет однозначного ответа. Некоторые считают, что постоянно повторяющиеся действия стимулируют нервную систему, другие, наоборот, предполагают что таким образом ребенок успокаивается. Наличие стимов при таком заболевании позволяет человеку отгородиться от внешнего мира.

Расстройство интеллекта

Частым симптомом при аутизме, проявляющимся у семидесяти пяти процентов больных, является расстройство интеллектуальных способностей. Это может начинаться с задержки в интеллектуальном развитии и в итоге привести к умственной отсталости. Обычно такое состояние представляет собой различные степени отставания в развитии головного мозга. Такому ребенку тяжело концентрировать свое внимание, сосредоточиться на чем-либо. Часто наблюдается быстрая потеря интересов, невозможность применения общепринятых обобщений и ассоциаций.

В некоторых случаях при аутистических расстройствах у ребенка проявляется интерес к определенным занятиям, в связи с чем формируются лишь отдельные интеллектуальные способности.


Легкая и средняя степень умственной отсталости при аутизме отмечается у большей половины пациентов. У трети больных коэффициент интеллектуальности редко превышает семьдесят. Но следует знать, что обычно такое состояние не прогрессирует, и редко доходит до полного слабоумия. Дети с высоким IQ часто обладают нестандартным мышлением, что выделяет их среди других детей и зачастую является причиной их ограниченного социального взаимодействия. Также нужно отметить, что чем ниже уровень умственных способностей ребенка, тем тяжелее им адаптироваться в социальной сфере.

Тем не менее такие дети больше других склонны к самообучению. Многие из них сами учатся читать, овладевают простыми математическими способностями. Некоторые надолго сохраняют музыкальные умения, математические и механические навыки.

Обычно умственные расстройства имеют периодический характер: наблюдаются периоды улучшения и ухудшения, возникновение которых могут спровоцировать различные факторы: стрессовые состояния, тревожность, вмешательство в замкнутый мир аутиста.

Эмоциональные нарушения

К эмоциональным нарушениям при аутизме можно отнести внезапные вспышки агрессии, аутоагрессии, немотивированного гнева или страха. Чаще всего такие состояния возникают внезапно и не имеют под собой никаких очевидных причин. Такие дети подвержены гиперактивности, либо наоборот замкнуты, заторможены и растеряны. Такие дети склонные к самоповреждению. Часто их агрессивное поведение направлено на самого себя и проявляются кусанием, вырыванием волос, царапанием и другими видами самоистязания. У таких детей практически отсутствуют болевые ощущения, либо реакция на боль атипична.

Терапия

Лечение аутизма включает в себя целый комплекс мероприятий.

  1. Основу составляют лечебные программы, которые позволяют социально интегрироваться, развить навыки самообслуживания.
  2. Могут назначаться медикаменты. К ним относят:
  • антидепрессанты, влияющие на нормализацию настроения;
  • антипсихотики, позволяющие снизить агрессию;
  • стимуляторы улучшения психического состояния человека.

Кроме этого эффективно зарекомендовали себя и такие методы лечения:

  • трудотерапия;
  • занятия с логопедом;
  • психотерапия;
  • гипноз;
  • массаж;
  • методики, способствующие развитие коммуникативных навыков.

Взрослый человек, имеющий диагноз «аутизм», может нормально существовать в обществе, если ему своевременно окажут помощь, в частности, психологическую.

Теперь Вам известно, что означает аутизм, что это за болезнь. Как видите, в зависимости от формы недуга, могут различаться характерные проявления и тяжесть протекания заболевания. Если среди Ваших близких имеется аутист, относитесь к нему с пониманием, учитывайте его особенности, как личности, окружите своей поддержкой и заботой.

Клинические проявления форм аутизма

У каждой формы аутизма также существуют свои определенные признаки и симптомы. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них.

Синдром Каннера или инфантильная форма аутизма

В эту категорию относят детский, инфантильный аутизм и другие аутистические расстройства проявляющиеся у детей от одного года до трех лет.


Для них характерны следующие признаки:

  • отсутствие интереса к взаимоотношениям с другими людьми, начиная с раннего возраста;
  • стереотипность в играх;
  • страх перед любыми изменениями в быту и в окружающем пространстве;
  • задержка в развитии;
  • нехватка речевой функции для коммуникаций с окружающими;
  • появление речевых стереотипий;
  • игнорирование болевых ощущений и других внешних раздражителей.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм во многом схож с синдромом Каннера. Однако при такой форме заболевания отсутствуют нарушения в речевом развитии и высоко развиты когнитивные способности.

При такой форме мягкого аутизма у детей хорошо развиты мыслительные процессы, существует искаженное восприятие окружающей действительности и самого себя, наблюдается сложность в концентрации внимания. Другие психологические и физиологические симптомы данного заболевания выглядят следующим образом:

  • стереотипность поведения и ограниченность интересов;
  • импульсивное поведение;
  • привязанность к привычной окружающей среде;
  • нарушения в коммуникативных навыках;
  • отрешенность взгляда, или устремленность его в одну точку.

Атипичная форма

Для атипичной формы аутизма характерно проявление в более позднем возрасте. Также возникает он и у взрослых, особенно при наличии умственной отсталости и других заболеваний, связанных с развитием. К признакам такой формы болезни относятся:

  • возникновение и развитие после трех лет;
  • серьезные отклонения в социальном взаимодействии между пациентом и окружающими его людьми;
  • ограниченное и стереотипное поведение, возникающее с определенной периодичностью.

Лечение психопатологии

Лечится или нет аутизм? На уровне современной медицины тотальным образом повлиять на состояние возможности нет. Часто не удается скорректировать расстройство вообще. Эффективных методик не существует.

Возможно применение медикаментов. В основном это антидепрессанты с мягким эффектом, чтобы нормализовать эмоционально-волевую сферу. Применение нейролептиков требуется в крайних случаях. Транквилизаторы вроде Диазепама назначаются в минимальных дозировках при развитии агрессии, склонности к девиантному поведению. Для длительного применения транквилизаторы не подходят.

Основное лечение аутизма заключается в продолжительной поведенческой терапии. Пациента учат общаться, понимать и выражать собственные эмоции, развивать интеллектуальную сферу. Предпочтение отдается групповой терапии, в небольших коллективах. Однако не сразу, начинать нужно с индивидуальной подготовки, чтобы не провоцировать стресс и уход в себя. Задача деликатная.

Хорошие результаты показывает трудотерапия, арт-терапия, игровая терапия. Все формы деятельности, которые вовлекают больного в групповую активность, выражение собственных эмоций, желаний и стремлений. Изолировать ни в коем случае нельзя. Большая часть страдающих имеет проблемы с речью, в том числе построением логики высказываний. Потому не обойтись и без работы с логопедом-дефектологом. Он поможет сформировать навыки устной речи.

В последние годы широко распространена пет-терапия или взаимодействие с животными: собаками, кошками, лошадьми.

К моменту начала обучения в школе, пациенты с низкофункциональными формами аутизма обучаются на дому. С прочими разновидностями — в коррекционных или массовых школах, на усмотрение психиатра и логопеда. Вопрос решается с учетом мнения психолого-педагогической комиссии.

Лечение у взрослых идентично. Принципиальной разницы нет.

При развитии аутизма как синдрома требуется лечение первичной болезни: эпилепсии, объемных образований, инфекций, шизофрении, депрессии, психических расстройств.

Проявления аутизма у новорожденных


У грудничков и новорожденных детей значительно выражены внешние признаки, которые указывают на наличие заболевания: отсутствие улыбки, ярких эмоций, активности, присущей другим детям их возраста, мимики и многих жестов. Взгляд младенца зачастую устремлен в одну и ту же точку или на какой-либо определенный предмет.

Такие дети практически не просятся на руки и не копируют эмоции взрослых. У грудных детей аутистов практически отсутствует плач, он не создает проблем родителям, способен часами самостоятельно занимать себя, не проявляя никакого интереса к окружающему миру. Малыш не гулит, не лепечет, не отзывается на собственное имя. Для таких детей характерна некоторая задержка в развитии: поздно начинает сидеть и ходить, наблюдается отсталость в росте и весе.

Такие дети зачастую отказываются от грудного вскармливания и не приемлют прикосновений отца или матери.

Отзывы

Немало взрослых аутистов делятся отзывами о своем состоянии, пытаясь донести до окружающих свои трудности. Например,

Александра из Санкт-Петербурга пишет: «К аутистам необходимо особенное отношение. Эти люди не высокомерны, просто они многого не могут сделать без соответствующей инструкции. Нас не надо жалеть, нам надо помогать».

Или вот еще одно откровение молодого парня из Москвы: «Не смог поступить ни в один ВУЗ, хотя очень хотел получить образование программиста, а еще музыкальное. Хорошо, что сейчас есть всемирная сеть, где я спокойно общаюсь и никто не нарушает мое пространство. Кстати, именно здесь я нашел людей с аналогичным диагнозом. Мы друг друга поддерживаем».

Из этих отзывов становится ясно, что жизнь взрослых с подобными расстройствами сложна, им нелегко найти себя в социуме, ведь общество игнорирует все проблемы таких пациентов. Обидно, что в том же Израиле данной проблемой занимаются на более высоком уровне.

Симптомы у детей младшего и школьного возраста

Пациенты младшего и школьного возраста отличаются отсутствием эмоций и замкнутостью. Примерно в полтора-два года у таких детей может полностью отсутствовать речевая функция, наблюдается нежелание идти на зрительный контакт. Часто нарушения речи в это время обусловлены нежеланием общаться в социуме. Когда же пациенты все-таки начинают говорить, то сталкиваются с определенными трудностями. Они часто говорят о себе в третьем лице, путают местоимения, повторяют одни и те же слова, звуки и фразы. Часто у таких детей возникают вокализации, как одна из разновидностей стереотипий.

Часто у аутистов преобладает гиперактивность, но их движения однообразны и носят повторяющийся характер. Также такие дети практически не плачут, даже когда сильно ударятся. Они избегают общества сверстников, в детских садах или школе, как правило, сидят в одиночестве. Иногда у них возникают приступы агрессии или аутоагрессии.

Ребенок может не обращать внимание на весь предмет в целом, но его привлекают некоторые его элементы. Так например, он может зациклиться на колесах или руле автомобиля, постоянно вращая их в руках. Игрушки не интересуют аутиста как таковые, но зато они очень любят сортировать их и выкладывать в определенном порядке.

Такие дети очень избирательны в еде или в одежде. У них присутствует множество различных страхов: страх темноты, различных шумов. При прогрессировании заболевания ухудшаются и возможные страхи. Они боятся выходить из дома, а в особо тяжелых случаях вообще покидать свою комнату и остаются в одиночестве. Их пугает любая смена обстановки, и оказавшись не на свое месте, они часто закатывают истерики.

Аутисты школьного возраста могут посещать обычные или специализированные школы. У таких детей наблюдается увлечение каким-либо одним из предметов. Чаще всего это рисование, музыка или математика. Преобладает у подростков аутистов значительная рассеянность внимания, также они испытывают значительные трудности со чтением.


У некоторых аутистов встречается синдром саванта, характеризующийся невероятными способностями в каких-либо определенных дисциплинах. Они могут отличаться талантами в музыкальной сфере или изобразительном искусстве, а также обладать феноменальной памятью.

Дети с низким коэффициентом интеллекта чаще всего замыкаются в себе и уходят в свой придуманный мир. У таких детей часто отмечаются нарушения в речевом развитии и социальной сфере. Малыш старается прибегать к речи только в очень исключительных случаях. Они никогда не жалуются и стараются ни о чем не просить, стараясь всячески избегать любого общения.

В таком возрасте у детей часто появляются серьезные отклонения в пищевом поведении, вплоть до полного отказа от пищи, что зачастую приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Прием пищи сводится к определенным ритуалам, еда выбирается определенного цвета или формы. Вкусовые критерии пищи при этом не учитываются.

При своевременной диагностике заболевания и квалифицированном лечении, дети аутисты могут жить вполне нормальной жизнью, посещать общеобразовательные школы, осваивать профессиональные навыки. Лучших успехов при этом добиваются аутисты, речевые и интеллектуальные нарушения у которых сведены к минимуму.

Нарушения социального взаимодействия

Отсутствует или резко нарушен контакт глаза-в-глаза

Ребенок-аутист не воспринимает образ собеседника целостным, поэтому часто смотрит «сквозь» человека.

Скудная мимика, часто не адекватная ситуации

Больные дети редко улыбаются при попытке их развеселить. Но часто они могут рассмеяться по своим причинам, никому из окружающих не понятным. Лицо аутиста обычно маскообразное, с периодическими гримасами.

Жесты используются лишь для обозначения нужд

Здоровый ребенок 1 -1,5 лет, увидев интересный объект (большую собаку, радугу, яркий шар), спешит поделиться этим с родителями. Он указывает на предмет пальцем, улыбается, смеется, тянет маму за руку. Аутист применяет указательный жест только для обозначения своих нужд (есть, пить), не стремясь обратить внимание родителей и включить их в игру.

Неспособность понять эмоции окружающих

Мозг здорового человека устроен так, что при взгляде на собеседника можно легко определить его настроение (радость, печаль, страх, удивление, гнев). Аутист не обладает такими способностями.

Отсутствие интереса к ровесникам

Дети с аутизмом не принимают участие в играх сверстников. Они располагаются рядом и погружаются в свой мир. Даже в толпе детишек можно быстро найти аутичного ребенка – он окружен «аурой» экстремального одиночества. Если аутист и обращает внимание на детей, то воспринимает их как неживые объекты.

Трудности в играх с применением воображения и знанием социальных ролей

Здоровый малыш быстро учится катать машинку, баюкать куклу, лечить плюшевого зайца. Аутичный ребенок не понимает социальные роли в игре. Более того, аутист не воспринимает игрушку как предмет в целом. Он может найти у машинки колесо и крутить его несколько часов подряд.

Нет ответа на общение и проявлений эмоций родителями

Раньше считалось, что аутисты вообще не способны на эмоциональную связь с родными. Но теперь известно, что уход мамы вызывает у больных детей беспокойство. В присутствии членов семьи ребенок контактнее, менее зациклен на своих занятиях. Разница лишь в реакции на отсутствие родителей. Здоровый малыш расстраивается, плачет, зовет маму, если он надолго ушла из его поля зрения. Аутист начинает тревожиться, но не предпринимает никаких действий для возвращения родителей. И нет возможности точно определить чувства, возникающие у него при разлуке.

Аутизм у взрослых

Взрослые мужчины и женщины, страдающие аутизмом, чаще всего могут жить и работать самостоятельно. Это напрямую зависит от их интеллектуальных способностей и от социальной активности. Около тридцати трех процентов таких людей достигают частичной независимости.

Те же взрослые, интеллект которых снижен, или общение сведено к минимуму требуют к себе достаточно много внимания. Они не могут находиться без какой-либо опеки, что значительно осложняет их жизнь и жизнь их родных.


Люди со средним уровнем интеллекта или имеющие IQ выше среднего часто добиваются значительных успехов в профессиональной сфере и вполне могут жить полноценной жизнью: вступать в брак, заводить семью. Однако это удается не многим, так как у них возникают значительные трудности при взаимоотношениях с противоположным полом.

Профилактические мероприятия

Можно ли избежать аутизма? Избежать заболевания невозможно, потому как нет четкого понимания механизма развития. Единственное, что можно сделать — минимизировать влияние негативных факторов. Это касается беременной женщины, будущей матери. Рекомендуется отказаться от курения, спиртного. Избегать избыточной физической активности, стрессов (по возможности), скорректировать рацион, лучше под контролем врача. Еще на этапе планирования беременности стоит санировать все очаги инфекционного поражения, чтобы снизить риски заражения плода.

Признаки у плода при беременности

Распознать наличие аутизма у плода можно еще во время беременности. Это можно заметить во втором триместре при проведении ультразвукового исследования. Учеными доказано, что интенсивный рост тела плода и головного мозга в начале второго триместра дают возможность предположить, что ребенок родится с аутизмом.

Причиной такого интенсивного роста может быть наличие серьезных инфекционных заболеваний у женщин: кори, ветряной оспой, краснухи. Особенно, если будущая мама перенесла их во втором триместре, когда формируется головной мозг ребенка.

На заметку родителям

Заметив, что чужой малыш устраивает истерику, не нужно проявлять выраженное недоумение. Вполне вероятно, что ребенок страдает аутизмом. Вести себя в таких ситуациях нужно тактично.

Советы родителям:

  • Нужно предложить свою помощь и попытаться ободрить родителей особенного ребенка.
  • Все предметы, которые окружают детей с аутизмом, должны быть безопасными.
  • Нужно оставаться максимально спокойным.
  • Родители больных детей не должны сталкиваться с недоумением окружающих людей, нужно проявить по отношению к ним сочувствие и внимание.
  • Не следует подвергать критике ни родителей, ни детей.
  • Не стоит смотреть на ребенка в истерике пристально.
  • Не следует поднимать шум и привлекать к малышу внимание посторонних людей.
  • Не следует грубить родителям больного ребенка.

Отличие аутизма от слабоумия

Часто аутизм путают с другими похожими заболеваниями, к примеру, со слабоумием. Действительно, симптоматика таких заболеваний довольно схожа. Однако дети, страдающие слабоумием отличаются от детей аутистов:

  • насыщенной эмоциональностью;
  • абстрактным мышлением;
  • большим словарным запасом.

Такие симптомы не характерны для аутизма, но при таком заболевании у пациентов может наблюдаться и умственная отсталость.

Миф о поствакцинации

Бытует мнение, что аутизм у ребенка развивается после вакцинации детей раннего возраста. Однако такая теория не имеет абсолютно никакой доказательной базы. Было проведено множество научных исследований, и ни одно из них не выявило связи между вакцинацией и возникновением заболевания.

Может случиться так, что время, когда проводилась вакцинация ребенка, просто совпало с тем моментом, когда родители заметили первые признаки аутизма. Но не более. Заблуждение в этом вопросе привела к резкому снижению уровня вакцинации населения, и как следствие к вспышкам инфекционных заболеваний, в частности, кори.

Причины возникновения

Новорожденный ребенок

Родовые травмы могут приводить к развитию аутизма

К возможным факторам, влияющим на развитие аутизма, относятся:

  • патологические отклонения во время вынашивания ребенка;
  • травмы при родовой деятельности;
  • асфиксия плода;
  • воздействие окружающей среды;
  • наследственность. Заболевание имеет предрасположенность на уровне генных отклонений. Что касается наследования, то ученые уверены, что у потомков воспроизводится не сама патология, а имеют место предпосылки, влияющие на ее развитие.

Тестирование ребенка в домашних условиях


Выявить наличие аутизма ребенка в домашних условиях можно при помощи различных тестов. При этом следует знать, что одних лишь результатов тестирования недостаточно для того, чтобы поставить диагноз, однако это будет лишним поводом для обращения к специалисту. Существует множество тестов, предназначенных для детей определенного возраста:

  • тестирование ребенка по общим показателям развития, предназначенное для детей возрастом до шестнадцати месяцев;
  • M-CHAT тест или модифицированный скрининговый тест на аутизм, для детей от шестнадцати до тридцати месяцев;
  • рейтинговая шкала аутизма CARS применяется для тестирования детей от двух до четырех лет;
  • скрининговый тест на аутизм ASSQ, предлагается для прохождения детьми в возрасте от шести до шестнадцати лет.

M-CHAT тест или модифицированный скрининговый тест на аутизм

Вопросы:

  1. Получает ли ребенок удовольствие от укачивания на коленях или руках?
  2. Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?
  3. Нравится ли ребенку использовать предметы в качестве ступенек и взбираться по ним вверх?
  4. Нравится ли ребенку играть в прятки?
  5. Имитирует ли ребенок действия в процессе игры (делает вид, что разговаривает по телефону или укачивает куклу)?
  6. Использует ли ребенок указательный палец при необходимости в чем-либо?
  7. Пользуется ли он указательным пальцем, подчеркивая свой интерес к какому-нибудь действию, предмету или человеку?
  8. Используются ли игрушки ребенком по предназначению (катание машинки, одевание куклы, строительство крепостей из кубиков)?
  9. Акцентировал ли когда-либо ребенок внимание на интересующих его предметах, принося их и показывая родителям?
  10. Способен ли ребенок удерживать зрительный контакт со взрослыми более одной-двух секунд?
  11. Проявлял ли малыш когда-либо признаки повышенной чувствительности к акустическим раздражителям (просил выключить пылесос, закрывал уши при громкой музыке)?
  12. Возникает ли у ребенка ответная реакция на улыбку?
  13. Повторяет ли ребенок движения, интонацию и мимику за взрослыми?
  14. Откликается ли ребенок, когда его зовут по имени?
  15. При указании на какой-либо предмет или игрушку в комнате, посмотрит ли на нее ребенок?
  16. Умеет ли ребенок ходить?
  17. Если посмотрите на какой-либо предмет, повторит ли ребенок ваши действия?
  18. Замечали ли вы, чтобы ребенок совершал необычные действия пальцами около лица?
  19. Старается ли младенец привлечь внимание к себе и к своим действиям?
  20. Дает ли ребенок думать, что у него имеются проблемы со слухом?
  21. Понимает ли ребенок о чем говорят окружающие его люди?
  22. Замечали ли вы, чтобы малыш бесцельно бродил или делал что-либо автоматически, производя впечатление полного отсутствия?
  23. Встречая незнакомых людей, или сталкиваясь с непонятными явлениями, заглядывает ли ребенок в лицо родителей, чтобы наблюдать за их реакцией?

Расшифровка теста

На каждый вопрос теста следует дать ответ «Да» или «Нет», а после сравнить полученные результаты с приведенными в расшифровке:

  1. Нет.
  2. Нет (критический пункт).
  3. Нет.
  4. Нет.
  5. Нет.
  6. Нет.
  7. Нет (критический пункт).
  8. Нет.
  9. Нет (критический пункт).
  10. Нет.
  11. Да.
  12. Нет.
  13. Нет (критический пункт).
  14. Нет (критический пункт).
  15. Нет (критический пункт).
  16. Нет.
  17. Нет.
  18. Да.
  19. Нет.
  20. Да
  21. Нет.
  22. Да.
  23. Нет.

Лучшие материалы месяца

  • Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
  • Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
  • Самые распространенные «офисные» болезни
  • Убивает ли водка коронавирус
  • Как остаться живым на наших дорогах?

Если совпали ответы на три обычных пункта или два критических, то такого ребенка необходимо проконсультировать у специалиста.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: