Дислексия — это специфическое нарушение способности к чтению, когда при чтении ребенок допускает однотипные ошибки. При этом ребенок может быть полностью интеллектуально развит и не испытывать других трудностей с обучением.
Понять, что такое дислексия обычным людям не просто. По словам дислексика, исследователя проблемы дислексии Рональда Дейвиса, отличие дислексиков от обычных людей в том, что обычные люди мыслят словами, а дислексики — образами. Поэтому, когда страдающий дислексией ребенок сталкивается с словесным описанием предмета или явления, он испытывает трудности. Особенно трудно такому ребенку воспринимать слова, значения которых он не знает, то есть не имеет в памяти образа, такими словами могут быть, в частности, предлоги: «через», «над», «под».
При чтении ребенок-дислексик постоянно сталкивается с трудностями: даже одно слово, которое он не знает (не имеет его образа) разрушает общий образ прочитанного, то есть текст становится полностью непонятным ребенку. Очень часто люди имеют нарушения не только способности читать (дислексия), но и способности правильно писать (дисграфия).
Диктант ребенка, страдающего дисграфией. Дислексия и дисграфия — нарушения, часто идущие вместе.
Что такое дислексия
Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Киану Ривз и Владимир Маяковский, – казалось бы, что может быть общего у этих людей из разных эпох, профессий, кроме того, что их имена знают многие на планете? Все они столкнулись с дислексией, которая не помешала добиться мировой славы.
Дислексия это не болезнь
Дислексия – это не болезнь или отсутствие интеллекта. Особенность мозга, которая не дает его владельцу воспринимать информацию так, как это делают обычные люди. Выражается она в разных формах, основные из которых:
- сложности с навыком чтения;
- проблемы с навыком письма;
- трудности с грамматикой;
- периодическое нарушение моторики и координации;
- слабая концентрация внимания.
Впервые выявили дислексию в конце XIX века, в Германии. Офтальмолог Рудольф Берлин описал признаки после работы с юным пациентом, который не имел трудностей с общением и физическим развитием, но совершенно не воспринимал грамматику и чтение. Врач отнес отклонение к зрительным патологиям.
В 1925 году теорию опроверг невролог Самюэль Ортон, согласно его изысканиям, дислексики имели асимметрию долей головного мозга. Это утверждение также оказалось ложным и лишь в 1970-х годах ученые сошлись на том, что дислексия проявляется у людей со слабым метафонологическим и фонологическим развитием. То есть, из-за сбоя в процессе обретения взрослых речевых паттернов. В период раннего развития каждый ребенок постепенно овладевает навыками речи, поначалу они не договаривают слова, путают слоги местами или невнятно выражают мысли. По мере взросления, нейроны большинства людей преодолевают это, речь обретает четкость. Позже им легче дается письмо и чтение, в отличие от дислексиков.
Ребенок овладевает навыком чтения
Согласно исследованиям, пациенты с дислексией:
- обладают активным правым полушарием головного мозга;
- имеют различие в весе полушарий;
- большинство пережили родовые травмы;
- пережили травму головы;
- перенесли опасную инфекцию (например, менингит);
- в утробе переболели инфекций (корь, краснуха, герпес) или роды прошли у зависимой матери.
Усугубляют проявления отклонения: отсутствие педагогического воспитания, нехватка общения, губительное окружение, физическая изоляция (которая грозит полной потерей речи, при здоровом мозге и нормальном физическом развитии). У мальчиков дислексия встречается в 5 раз чаще, чем у девочек. Это особенность на всю жизнь, но можно скорректировать ее проявления и адаптировать ребенка (или взрослого). Чем раньше она выявляется, тем проще принятые меры будут усваиваться мозгом.
Прогноз на выздоровление
Дети управляют своей особенностью так, что симтоматика дислексии исчезает
При комплексном и правильном подходе возможно выздоровление. Иногда симптомы проходят сами по себе, по мере взросления человека или изменениями в головном мозге (в этом случае хорошо действует медикаментозная помощь). При вторичных осложнениях детям прописывают витамины и ноотропные препараты.
Симптомы дислексии
Чаще всего родители замечают первые признаки дислексии, так как ребенку до 4-5 лет она не доставляет неудобств. Если из следующего списка 5 и более признаков совпадают, требуется консультация опытного нейропсихолога и логопеда.
Проблемы общения с ребенком
Для дошкольников:
- проблемы в общении;
- поздняя речь;
- неправильная постановка в руке карандаша или ручки после неоднократных тренировок;
- с трудом понимает новые слова, проблемы с их произношением;
- беспорядочная последовательность слов в речи и на бумаге, перестановка букв;
- трудности с основными принципами написания букв и чтения.
В обычной жизни можно заметить неаккуратность в рисовании, особенно при работе с раскрашиванием. Ребенок не может запомнить, где право, а где лево, трудно обучить пониманию времени на часах. Он не может назвать подряд месяцы или времена года, пропускает окончания в словах, добавляет несуществующие буквы. Бросаются в глаза большие сложности с завязыванием шнурков или застегиванием пуговиц. Конечно, эти признаки должны согласовываться с возрастом ребенка, точное диагностирование возможно только при проведении тестирования у специалистов.
Ребенок не понимает арифметики
Явные признаки появляются к 5 классу школы:
- меняет слова, которые читает на похожие по звуку;
- переставляет буквы, слоги, когда читает;
- не понимает того, что только прочитал;
- путает цифры и знаки арифметики;
- плохо запоминает простые понятия;
- не может сконцентрироваться, постоянно отвлекается;
- поведение неловкое, неуклюжее, импульсивное;
- информацию воспринимает медленно;
- координация нарушена.
Можно заметить, как ребенок непроизвольно меняет местами слоги при чтении, он неусидчив, нетерпелив. При выполнении домашней работы постоянно болтает ногой или ерзает, то встает, то садится. Теряет вещи, забывает просьбы или сказанное несколько минут назад. Часто поведение маленького человека связывают с ленью и банальной невоспитанностью, но это ошибка.
Взрослы люди обладают схожими симптомами, которые часто принимают за собственную глупость или рассеянность. Дислексия способна принести немало трудностей, например, невозможность прочитать нормально даже короткую записку, плохую память на события и лица, проблемы с письмом и счетом.
Дислексия доставляет много проблем в жизни
«Врачи выявили у меня дислексию, когда потребовался рецепт на очки. При обследовании мне дали огромные очки с одной красной линзой, а с другой синей. Попросили прочитать отрывок и затем спросили 10 вопросов по тому, что я только что прочитала. Я смогла ответить только на три. Они изучили как двигаются мои глаза в процессе чтения. Выяснилось, что я прочитывают четыре слова, потом возвращаюсь на два назад. Некоторые слова я вовсе не читала.»
Дженнифер Энистон, источник: Instagram.
Причины и факторы риска
Дислексия, как правило, протекает в семьях. Похоже, что она связана с определенными генами, которые влияют на то, как мозг обрабатывает информацию (письмо и язык), а также с факторами риска, присутствующими в окружающей среде.
Факторы риска
Факторами риска развития дислексии являются следующие:
- Семейная история дислексии.
- Преждевременные роды или низкий вес при рождении.
- Воздействие никотина, наркотиков, алкогольных напитков или инфекции во время беременности, которая может изменить развитие головного мозга плода.
- Индивидуальные различия в частях мозга, которые позволяют читать.
Виды дислексии
Понятие этого отклонения обширное, как и симптоматика. По признакам, которые проявляются у ребенка или взрослого, можно определить конкретный вид дислексии.
Типология особенности в проявлениях:
- Тактильная. Встречается у незрячих, в процессе чтения пальцами по Брайлю, они перескакивают с одной строки на другую, возвращаются назад или читают в обратном порядке.
- Мнестическая. Сложности в понимании речи, обращенной к дислексику. Невозможность полноценного восприятия информации на слух.
- Семантическая. Не понимает сути прочитанного, при этом навыком чтения может обладать в совершенстве.
- Аграмматическая. Неправильная постановка слов, ошибки в окончаниях, произносит род, времена неправильно («белый лошадь», «я хочу сходил в магазин»);
- Оптическая. Когда дислексик читает, его глаза перескакивают со строчки на строчку, двигаются в обратном направлении, мозг одинаково воспринимает буквы похожие по написанию (например, «м», «ш», «и»).
- Акустическая. Часто можно встретить у учеников начальных классов, когда слова заменяются похожими по звучанию или слоги переставляют местами (например, кот-крот-торт-тот, сосна-насос).
Несмотря на особенное восприятие информации, дислексики часто обладают талантливым и пытливым умом. Они мыслят иначе, имеют развитое воображение, смотрят на стандартные вещи с необычной стороны. С этой особенностью родилось много деятелей искусства, в том числе Леонардо да Винчи, Квентин Тарантино.
Как выявить и оценить дислексию
Как самостоятельно родители могут проверить свои догадки:
- попросить найти какую-либо букву в тексте;
- озвучить сочетание букв;
- вырезать букву из бумаги;
- обвести картинку по контуру;
- попросить найти недостающие буквы в алфавите или в слове.
Первым шагом к постановке диагноза станет посещение педиатра (или терапевта взрослым). Он рассмотрит признаки, на основании которых отправит к логопеду и неврологу. Узкие специалисты проверят уровень овладения письмом, чтением, способность правильно выражать мысли и воспринимать информацию разными способами. С помощью специального оборудования проверяют состояние слуха, зрения, строение речевого аппарата. Невролог проведет анализ ЭЭГ и ЭхоЭг, они выявят особенности в строении мозга.
Школьник
После того, как дислексия будет выявлена специалистами, не стоит впадать в панику. Эта особенность никак не влияет на развитие интеллекта, умственных или физических возможностей.
Это занимательно
Проверить, какое полушарие мозга больше развито у вас можно, пройдя короткий тест.
Еще одно исследование должно было доказать, что дислексики имеют интеллект выше среднего. Принято считать, что, человек с высоким интеллектом будет и хорошим читателем. Но дислексия опровергает это мнение. У типичных читателей IQ и умение читать динамически связаны. Когда растет один показатель, то растет и другой. Однако, обнаружилось, что у дислексиков уровень IQ и навыки чтения не влияют друг на друга.
Методы коррекции дислексии
Печально, но факт – дислексия будет с человеком всю жизнь и нужно приспосабливаться жить с этой особенностью. Начинать коррекцию результативнее в детском возрасте, пока мозг находится в стадии роста. Поэтому так важно провести раннюю диагностику и вовремя начать действовать.
Школьник читает
Основная задача: научить дислексика распознавать слова, в зависимости от вида конкретного отклонения (письменно, или в речи и т.д.). Единой методики коррекции отклонения нет, каждый случай индивидуален и подбирать способы нужно индивидуально. Работа проводится постепенно, шаг за шагом, метод зависит от вида дислексии:
- Для тактильной проводится развитие пространственного воображения, постепенное объяснение сути воспринимаемых предметов и схем.
- Для мнестической проводится развитие памяти на слух, зрительного восприятия букв и написания слов.
- Для семантической развивается понимание слогов, уточнение понятий, развитие словарного запаса, проводится работа на усвоение норм грамматики.
- Для аграмматической формируются грамматические схемы, понятие об изменении слов и окончаний.
- Для оптической тренируется зрительный анализ, пространственное воображение, анализ поступающей зрительной информации и ее обработка.
- Для акустической методы последовательно восприятия и распознавания информации на слух, повторение, запоминание.
В целом, коррекция сводится к тому, что дислексик должен улавливать свое состояние, и направлять себя действиями, чтобы добиться нужного результата (восприятия информации). У людей с особенностью очень развито пространственное воображение, именно им и предлагают пользоваться специалисты в процессе коррекции.
Классификация
В зависимости от нарушенных механизмов, предлагается следующая классификация дислексии.
- Оптическая дислексия – детям трудно воспринять графическое изображение, воспроизвести зрительный ряд. Поэтому они тяжело усваивают буквы: путают их, не могут различить, нарушен зрительный синтез и анализ.
- Фонематическая дислексия возникает в результате неразвитости смыслоразличительной, слухопроизносительной функций и фонематического анализа. При этом путаются звуки, дети читают по буквам, пропускают согласные, переставляют звуки и слоги.
- Аграмматическая – чаще бывает у детей с нарушениями речи. Они изменяют окончания местоимений и падежные, плохо соотносят прилагательные и существительные (по роду, падежу, числу), изменяют формы и времена глаголов.
- Семантическая дислексия – не понимание содержания и смысла текста, но чтение правильное. При этом может читать по слогам (но не объединяет в слова), полными словами (воспринимает каждое слово по отдельности, но не вместе с другими) или объединяя эти два варианта.
- Мнестическая дислексия – связана с нарушением слухоречевой памяти, трудно соотнести зрительный образ буквы и звук, плохое запоминание букв.
- Тактильная – появляется у слепых, которые читают не с помощью зрения, а посредством тактильных ощущений. Заболевание происходит по тому же механизму, что и у зрячих людей (нарушения движений пальцев как нарушений движений глаз).
Упражнения для коррекции дислексии у школьников
Для каждого ребенка упражнения подбирают индивидуально. Предлагаем воспользоваться следующими простыми вариантами для развития правильного восприятия:
- Придумайте слово, дайте ребенку его запомнить и записать. После перейдите на словосочетание, потом на предложение.
- Напишите в строчку без пробелов слова, например: РЕПКАДЕДКАБАБКАВНУЧКАЖУЧКАКОШКАМЫШКА. Задача ребенка: разделить этот поток на отдельные слова. Начинать можно с 3-х слов, после усложнять и делать предложения, например: МЫСЕГОДНЯПОЕДЕМКБАБУШКЕИПРИВЕЗЕМЕЙТОРТ.
- Сыграйте в игру: в комнате нужно найти слова на букву М. Ребенок ищет предметы, которые начинаются на эту букву, например машинка, мишка и пр. Усложните задание, например, надо найти предметы, которые заканчиваются на определенный слог или звук.
- Предложите несколько слов из которых надо составить предложение. Начинать можно со слогов, чтобы составить слово.
- Игра в слова помогает развить понимание букв и звуков. Поочередно называют слова на букву, которой заканчивается предыдущее слово: матрас-стол-лампа и так далее.
- На спине ребенка пальцем или тупой стороной карандаша чертят буквы, ему нужно угадать какую именно.
- Из одного длинного слова составлять несколько коротких слов. Например, из АККОРДЕОН: рок, рак и т.д.
- Спрятать слово в буквы, а ребенок должен его найти. Пример: ПМКАРШМИУНПА (если читать через букву, получится МАШИНА).
Упражнений существует бесчисленное множество, важно найти то, что будет нравиться ребенку и приносить результат. Периодически нужно менять их, чтобы мозг каждый раз срабатывал по-другому.
Профилактика дислексии
Начинать работу с речью, восприятием, памятью и координацией нужно с самого раннего возраста. Подбирать упражнения по годам, заниматься в игровой форме, больше читать.
Учитель учить навыкам общения детей
Первыми разрабатываются навыки звукопроизношения и постановки речи. Для этого с ребенком повторяют слоги (как лает собачка, как мяукает кошка и пр.). Игры воспринимаются ребенком лучше всего. Хорошо работают с пространственным воображением карточки Домана.
Примерно с 1,5 лет начинают занятия по изучению большого и маленького, лево-право, найди отличие, найди лишний предмет и другие. Визуальное восприятие у маленьких детей развито лучше всего.
Развитие мелкой моторики
Важно развитие мелкой моторики, она напрямую связана с функциями речи и работой мозга. Помогут игры в песок, с водой, крупами и пластилином, рисование пальчиковыми красками, звуковые игры («сорока-ворона», например).
Причины возникновения
В настоящее время известно, что мозг людей с дислексией «устроен» несколько иначе.
Доктор Салли Шейвиц (Sally Shaywitz) осуществила выдающееся исследование с использованием магнитно-резонансной томографии. Снимки МРТ показали, что взрослые дислексики имеют пониженную активность в зоне мозга, который отвечает за чтение, и повышенную – в зоне, ответственной за внимание и распознавание звуков.
Поэтому неудивительно, что дислексики больше устают после работы, ведь их мозг буквально работает на пределе возможностей. Дислексики больше полагаются на правое полушарие мозга, которое связано с интуицией, креативностью, искусством. Левое же полушарие отвечает как раз за чтение и речь.
Советы учителю
Не всегда преподаватель может распознать дислексию и относит ее к непослушанию. Рекомендации для учителя при наличии дислексика в классе:
- набраться терпения, проявлять больше внимания, на ответ таким детям требуется больше времени (многим свойственна медлительность);
- посадить ребенка за первые парты, чтобы его внимание не рассеивалось и можно было контролировать процесс обучения;
- первым вызывать к доске, чтобы ему не страшно было выступать на фоне других;
- не писать красной ручкой замечания и исправления в его тетрадях, лучше зеленой.
Распространенность
Случаи дислексии попадаются среди людей разного этнического происхождения и социально-экономического статуса.
Считается, что от 5 до 10 % населения мира являются дислексиками, хотя эта цифра может достигать и 17 %.
Определить точное количество дислексиков сложно из-за слабой распространенности диагностики этого расстройства. Вторым фактором является нежелание самих носителей раскрывать свой диагноз. Не все дислексики нуждаются в специальном обучении, но им приходится преодолевать ряд трудностей, которые возникают в процессе обучения. Но, благодаря четкой и систематической помощи с чтением и письмом они все же добиваются успехов. Дислексия может быть унаследованной, поэтому родители-дислексики имеют риск получить детей тоже с признаками дислексии.
Советы родителям
Для родителей важно:
- поддерживать, любить и ценить ребенка таким, какой он есть;
- развивать его сильные стороны;
- развивать зрительно-пространственные функции;
- не очень баловать, не разрешать отлынивать от учебы, занятий и чтения;
- лепить, рисовать, вырезать буквы;
- больше играть в игры на улучшение памяти, лексико-грамматического строя, внимания, обогащение словарного запаса;
- в понимании идите от простого к сложному (буквы-слоги-слова-словосочетания-предложения и т.д.);
- проговаривайте скороговорки, учите стихи;
- делайте пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
- тщательно выбирать учителя;
- пройти всех необходимых специалистов (логопед, невролог, дефектолог, позаниматься с нейропсихологом).
Главное, всегда сохранять эмоциональный контакт. Все наработанные логические, речевые и грамматические цепочки должны доводиться до автоматизма. Дислексики – люди креативные, с нестандартным мышлением, работать и заниматься с ними интересно.